Блог

OBDII-трекеры: какое будущее их ждет?

Недавно портал EENews Automotive опубликовал статью “Немецкая автомобильная промышленность планирует закрыть интерфейс OBD”. Новость взбудоражила сообщество aftermarket-индустрии и GPS-мониторинга в частности. Ведь блокировка диагностического разъема может сильно сократить рынок OBDII гаджетов.

Что стоит за новой инициативой автопрома: желание сделать умнеющий автомобиль безопасным или же заработать на больших данных и поставить точку в споре об их принадлежности?

Задавшись этим вопросом, мы решили глобально взглянуть на применение OBDII разъема в GPS-мониторинге, опросили экспертов и подвели итоги.

OBDII – порт диагностики, в который можно посылать команды

Изначально стандарт OBD был создан и принят в США для регулирования выхлопных газов в атмосферу. Производители активно стали внедрять электронику в автомобили. Требовался постоянный контроль всех компонентов, связанных с электроникой двигателя.

Со временем функциональность диагностического разъема расширилась. Диагностика перестала быть единственным ему применением. Телематика тоже решила использовать OBDII в свою пользу. Сегодня, подключив GPS-трекер к диагностическому разъему, возможно получать огромное количество информации о состоянии автомобиля онлайн: скорость, пробег, показатели тахометра, уровень топлива, использование ремней безопасности и др.

В итоге, что мы имеем на сегодняшний день: мультизадачный разъем в вашем авто с возможностью принимать запросы. Да, именно так. C OBDII-порта можно не только получать данные, но и передавать через него команды. Например, делать активные запросы на проверку работоспособности того или иного модуля в авто. Тут как раз и встает вопрос безопасности. Получается OBDII дает возможность манипулировать автомобилем. Но об этом чуть позже.

Большие данные – большие деньги. Вопрос в том, куда они потекут

На идее использовать растущий объем OBDII данных выросли многочисленные сервисы и приложения. Сюда можно отнести OBDII сканеры для диагностики автомобиля и повышения его экономичности, отдельный сегмент рынка GPS-мониторинга, а также страховую телематику. Похоже, что автопроизводители увидели в этом быстро растущем рынке ускользающую от них часть прибыли – и выступили за блокировку OBDII порта.

На 19-м Техническом конгрессе VDA ведущая автомобильная ассоциация Германии заявила, что OBD-порт “будет частично заблокирован”. А именно, подключение к разъему будет активно только когда автомобиль стоит, в движении же передача данных будет недоступна.

OBD предназначен для обслуживания автомобилей в ремонтных мастерских. Никоим образом не было предусмотрено, что третьи стороны создадут бизнес на получении телеметрических данных», — пояснил Christoph Grote, старший вице-президент департамента электроники BMW.

Однако данные все же будут доступны заинтересованной третьей стороне. Для этого сами автопроизводители создадут подконтрольный им сервер, где будет аккумулироваться информация со всех транспортных средств. Данные будут классифицироваться по группам: безопасность движения, мониторинг системы транспортного средства, конфиденциальные данные пользователя и т.д. Заинтересованный контрагент, например страховая компания, может обратиться за информацией к автопроизводителю и, скорее всего, не за бесплатно.

Именно поэтому Юрий Лаврентьев, управляющий директор в компании Wagencontrol, считает, что это просто дополнительная возможность заработка для автопроизводителей.

То что OBD закрывают — скорее не попытка оградить пользователей от атак, сколько попытка продавать данные с автомобиля и иметь дополнительную статью доходов для автопроизводителей, продавать сервис, а не железо. Для автопроизводителей — правильный ход, но с безопасностью это имеет мало общего.

Imran Khan, директор по продажам компании GoSafe, уверен, что во многом дело Volkswagen 2015 повлияло на решении автомобильной ассоциации.

На мой взгляд блокировать OBDII-порт хотят не ради предотвращения различных манипуляций со стороны злоумышленников. Я считаю, что недавнее разоблачение махинаций Volkswagen с выбросом вредных газов в атмосферу сыграло большую роль в решение о блокировке. Однако, мы не знаем, вообще произойдет это или нет.

Опасен ли OBDII на самом деле?

Забегая вперед, скажем, что ответы экспертов на этот вопрос разошлись. Поскольку каждый из них по-своему ангажирован, попытаемся разобраться в мнениях и аргументах.

Юрий Лаврентьев из Wagencontrol считает, что да — прямой доступ к OBDII порту опасен. В статье на LinkedIn он указывает, что помимо диагностических запросов, через OBD можно осуществлять, так называемые “активные запросы”. Они предназначены для того, чтобы проверить в действии работоспособность того или иного модуля системы. Юрий приводит в пример подъем/спуск грузовой платформы, смену рабочего режима двигателя и даже поворот руля. “Как мы знаем, любой софт можно взломать” — говорит автор. Тогда стоит задуматься, что может быть, если повернуть руль может не только диагност? В качестве решения этой проблемы компания Юрия настаивает исключительно на бесконтактном считывании данных CAN-шины.

Есть и противоположные точки зрения. Robert Nardi из компании Bosch Automotive Service Solutions считает, что это нагнетание страха в чистом виде. И так называемая опасность высосана из пальца.

Большинство OBD устройств могут просто считывать данные двигателя и коробки передач через протоколы (ISO 15765, 9141, 14230, J1850). И потребуется дополнительный софт, чтобы общаться с контроллерами системы, такими как SRS, ABS через CAN. А если рассматривать более умные OBD-устройства, которые могут общаться с ABS и т.д, то им нужно знать марку / модель контроллера ABS, чтобы связываться с ним.

Эдвин Пэнг, вице-президент Queclink, считает, что предотвращение возможных кибератак — это, в первую очередь, задача производителя:

Когда мы говорим о кибер-взломе OBD, речь идет не о взломе диагностического порта, а о подключаемом к нему GPS-устройстве, который могут взломать злоумышленники. При создании OBDII GPS-трекера, наша компания реализует только часть базовых OBD-команд. Мы не разрешаем серверу отправлять какую-либо команду, которая может вызвать угрозу. Исходя из этого, я думаю наше OBD-устройства безопасны.

Чтобы разбавить теорию практикой, мы обратились в компанию ГдеМои, один из наиболее популярных сервисов GPS-мониторинга в России. По словам менеджера по клиентскому успеху Руслана Юсупова, только OBDII-трекеров в прошлом году было подключено к системе 2336 штук, при этом случаи влияния GPS-трекера на электронику автомобиля крайне редкие:

К возможной угрозе хакерских атак мы всегда относимся очень серьезно, поэтому большие средства вкладываем в защиту пользователей на всех уровнях, включая изоляцию устройств от сетей Интернет. И все-же, риск целенаправленных хакерских атак с использованием массово производимых OBD2-трекеров мы считаем низким – и в силу ограниченности возможностей их воздействия на автомобиль, и в силу малой “пользы”, если так можно сказать, от такого вмешательства для хакеров. За многолетнюю практику мы пока встречались только со случаями несовместимости OBD2-трекеров. Оба этих случая состояли в том, что при включении устройства в диагностический разъем автомобиля, он не заводился, а на панели приборов высвечивалась ошибка. После вынимания трекера из разъема, проблема полностью устранялась.

Прогноз доли рынка OBDII трекеров в ближайшие годы

Если суммировать все факты и мнения, то в обозримом будущем рынок OBDII трекеров, скорее всего, продолжит рост. Даже в том случае, если немецкая автомобильная ассоциация возьмется всерьез за реализацию проекта по ограничению доступа к OBDII порту, этот процесс не будет быстрым. Также не ясно, поддержат ли инициативу другие автопроизводители. Поэтому, в ближайшие годы популярности удобных “включи и работай” OBDII-трекеров такие решения не угрожают.

Что касается хакерских атак, то как показывает практика, их опасность скорее политизирована и, мягко говоря, преувеличена. Да, с помощью специально подготовленных для этой цели устройств, можно продемонстрировать управление отдельными модулями автомобиля через OBDII-порт. Однако делать это удаленно через массово производимые модели OBDII-трекеров — малореально и малоинтересно. Наконец, самые осторожные автовладельцы могут использовать упрощенные модели GPS-трекеров – без функции чтения OBDII данных, и которые просто получают питание из диагностического порта.

Поэтому, если вы до сих пор не используете в своей практике OBDII трекеры, то, скорее всего, теряете часть клиентов и прибыли. Сегодня практически все ведущие производители GPS-трекеров выпускают модели для установки OBDII порт. Выбор обширный, но чтобы обеспечить высокую совместимость с автомобилями, лучше доверять крупным и проверенным производителям. Выбирая программную платформу, принимайте во внимание ее защищенность и готовность работы с CAN-данными без дополнительной настройки со стороны пользователя, ведь OBDII трекер – это, прежде всего, “plug-and-play” продукт.

← Предыдущий постСледующий пост →
Готовы попробовать продвинутый и гибкий
GPS-мониторинг?
Начать
Недавние посты